Кто не в курсе и кому вдруг интересно - на конкурсе есть такой фанфик
"Пасынки зимы"Вызвал он большое количество отзывов - так что уже трудно было не пойти и не почитать о чем же он!
И спор был между теми кто говорил - стиль прекрасен и стиль ужасен. За "ужасен" были те кто говорил "там такие глупые красивости, неуклюжие сравнения".
Тут вот собственно меня что удивило. Люди забыли зачем вообще даются в произведениях описания и образы. Не для красивостей конечно - если по умному! А для ПЕРЕДАЧИ НАСТРОЕНИЯ. Мы ж это в школе проходили, нет? Это же такая избитая классика!
Хотя казалось бы, там же - под фиком просто есть отличная рецензия. В ней все сказано. (Ну слово одно непонятное вначале. Опять же погуглила - ничего сложного, просто видно, что филолог писал или литературовед...) Но видимо страшное непонятное слово сразу отпугивает от чтения.
Могу пересказать и от себя дополнить. Многабукав
В фанфике есть три уровня глубины.
То что мы видим - как бы объективную сторону, то что думает Северус, там же есть его мысли. ("Мать умерла. Так бывает? ")
(По моему тут ТАК сильно, вот от этих слов, что слезы наворачиваются. Это вообще очень тяжелый фик. настоящий ангст, да автор правильно предупредил.)
И есть скрытые подавленные, чувства которые прорываются КАК БЫ извне... (третья сторона)
Ну как в школе учили "одним из действующих лиц произведения является город" ... ничего такого не припоминается?
Ну вот, а тут зима... очень живая. Сразу живая, с первой фразы. Честно говоря мне лично показалось что тут этого приема малость перебор... ну видимо автор не рассчитывал на Sapienti sat и дал чуть больше чем достаточно. И то не поняли многие.
Безусловно можно просто написать: "унылый дождь за окном соответствовал ее настроению" - а можно чуть чуть менее в лоб, но тоже самое. Чувства - если их подавать не впрямую - почему-то читаются даже сильнее.
И тут так же: по сути зима выражает настоящие, глубинные чувства Северуса.
Это мне показалось настолько явным с первых пары абзацев, что потом его мелочные мысли даже стали диссонансом. Т.е. природа показывает боль, а мысли говорят о другом - о раздражении, что оторвали от дела, о неприятии и нелюбви. Но не было бы любви - откуда бы взялось столько боли?
И только чуток позже поняла, что тут и передана эта двойственность. Диссонанс правильный, его-то автор и показывал!
Что эти искренние чувства, которые обрушиваются на нас с с первых строк - Северус прячет даже от самого себя.
Но НА САМОМ ДЕЛЕ переживает конечно.
Только сам себе не говорит, а нам-то сразу видно... нам боль показали первой сразу!
Ну видимо "нам" это тем кто привык читать описания как нечто осмысленное, а не набор ненужных красивостей. Именно когда это ненужные красивости я описания терпеть не могу ( и когда вижу что они таковы - пропускаю их в дальнейшем тексте). Но по сути сейчас, к сожалению, в современной литературе редко описания делаются к месту... а тут-то все к делу применено!
Попробуйте прочитать фик так.
Удивит ли вас после этого змеящаяся поземка? Конечно для СНЕЙПА она будет змеящейся.
Какие еще у него могут быть ассоциации? Для нас неуклюже, но он внутри себя явно не соревнуется в изящности сравнений. Для него оно естественное.
Ну а если лень идти в фик я тут чуток процитирую
"Пиджак смотрелся на отце нелепо – зря Эйлин страстно желала обрядить мужа в костюм, шкафам не идут костюмы, мама, это смешно, ну сама погляди! Погляди, мама...
Северус сморгнул. Наверное, в глаз попала пылинка – непонятно, откуда в доме нашлось столько пыли? Миссис Снейп всегда следила за чистотой; видимо, грязь решила отомстить и вылезла уже после её смерти.
Мать умерла. Так бывает?
Пурга застонала, и дом ответил старческим кряхтеньем. "
Вот оно: мысли внутри - чувства снаружи, почти в лоб!
Все то, о чем я написала. Убийственный момент если честно.
Ну вот пожалуйста не почти, вообще в лоб
"«Не люби ведьму», - простонала метель, взвихрившись за окном."
Метель уже вообще разговаривает! Для красивости? Это была бы странная красивость, право.
Просто она действующее лицо, для действующего лица поведение естественное.
Фик жестокий, фик непраздничный, его финал - чистый ангст, но он очень очень грамотный! Все к месту, все "неправильности" - задуманы и работают. Ну если читать не бегло, а вдумчиво. Следуя тому, что разворачивает перед нами автор.
А теперь рассуждения пожалуй еще более спойлерные, потому тем кто не читал, то пожалуйста сходите и сначала все таки удовольствие от текста получите!
Там всего-то 12 тыщ, не такой уж великий объем.
"Пасынки зимы", тыц
Мне очень нравится как автор показывает как свои чувства и порывы Северус подавляет.
«другой зачем-то потянулся за старым обшарпанным магнитофоном. Отец что, обещал его в награду за труды?
Неважно. Дела магглов Северуса не касаются.»
Порыв и тут же себе стоп. При чем такой стоп очень понятный – Люциусу и К не понравилось бы что дела маггла Северуса волнуют и потому тут же - стоп!
Там дальше по тексту так же.
«Гроб установили на место, Тобиас отряхнул с плеч снег и полез во внутренний карман пиджака. Пару секунд Северус раздумывал: может, плюнуть да наколдовать отцу пальто? Затем равнодушно пожал плечами. Забота об этом маггле не входит в его обязанности.»
«Тобиас поглядел на сына... очень странно. На миг Северусу показалось, что в отцовских глазах застыла беспомощность. Вздор, конечно.»
Очень четко показано что чувства есть и они волевым усилием тормозятся и останавливаются. В свете этого очень понятен финал.
«Вокруг никого – можно аппарировать в Малфой-мэнор, к горячему глинтвейну и участливому Люциусу. В конце концов, заслужил он, Северус, капельку счастья?
Северус не вслушивался в глумливый вой метели.
Он знал ответ.»
Этот ответ очевидно НЕТ.
Т.е. уже тут человек понимает, что не прав может ,еще пока может выбрать другую дорогу… но уходит. Что-то он для себя решил. И сам себе говорит, что права на счастье он не имеет.
Знаете, счастье как и несчастье оно внутри. Со стороны видны внешние обстоятельства и может казаться вот у этого человека «все есть» - деньги там или слава, читатели или чего там нам, как нам кажется, не хватает для счастья. А этот человек все же несчастлив. И наоборот – может быть у насо совсем не не все… а счастье будет…
И когда такой волевой человек как Снейп сам себе говорит, что теперь он счастья недостоин – он сам разрушит тропинку к нему и будет всю жизнь тем самым Снейпом из канона.
очень точное сравнение - берет и холодными.
И за разбор действительно спасибо если чтото я сама бы не сформулировала ( ощутив) то когда уже сказали и выразили оформить свое мнение становитс легче ( легче идти п\ро уже протроенному безусловно)