Настолько в тему всех этих разговоров и мыслей про критику, что не могу не перепостить.Взято
тутСудя по всему, это не совсем очевидные для многих людей вещи. Собственно, а в чем разница.
Оценка - это адекватность предъявленного результата некоторым требованиям. Например, если я работаю -парикмахером и ко мне приходит клиент и говорит: "под ноль" - я должна подстричь его под ноль. Если я говорю "я закончила", а он смотрит на голову - и там выстрижено неприличное слово, то, скорее всего, оценка моей работы будет не очень высокой. Или если я прохожу тест на IQ и набираю восемь баллов - это очень мало, я не справилась с тестом. И, собственно, восемь - и есть оценка.
читать дальшеПочему мы можем оценивать книги, фильмы, пьесы? Потому что это некий профессиональный продукт. И мы можем оценивать там игру актеров или качество текста. При этом мы не можем поставить оценку "книга плохая" или "фильм хороший" просто так. Мы можем только сказать "мне не было интересно" или "мне понравилось". Если же мы говорим "книга плохая" - это означает, что мы выставляем оценку, а если мы выставляем оценку - должны быть критерии. Например, "эта книга плохая, потому что в ней в каждом слове опечатка" или "эта книга плохая, потому что автор приводит ряд исторических фактов, никогда не происходивших в реальности". То есть для оценки должны быть основания и какие-то критерии.
Но очень важно понимать, что наши критерии оценки и критерии качества данного продукта, предъявленные заказчиком, могут сильно отличаться. Например, мой критерии качества для работы моей дочери сильно ниже, чем ее собственные. Поэтому, когда я ей говорю "ты нарисовала замечательного робота", она может плакать, потому что ее робот недостаточно похож на оригинал. Или если замысел художника был нарисовать Данте в аду, то оценка "Фу, как мрачно" звучит достаточно оригинально.
Оценивать чужой внешний вид, психологическую адекватность, хобби, супружескую жизнь и т.п. вещи без запроса оцениваемого лично я считаю нарушением границ. В грубой форме - хамством.
Сарказм, ирония и непрошенные оценки - это замаскированная агрессия. Маскировка при этом обычно так себе, поэтому все выглядит достаточно очевидно.
Знаю, что удерживаться от этого тяжело, но всем рекомендую, ибо так в обществе гораздо приятней жить. А самое главное - люди плохо реагируют на непрошенные оценки. Можно и на грубость нарваться.
Для чего не нужны критерии - для мнения. На мнение каждый имеет право и это нормально. "Мне не понравилось", "Мне было скучно", "Я восхищен!". Тут аргументы и критерии не нужны, потому что это субъективные переживания, которые зависят от личного опыта человека. Но ко мнению, конечно, и другое отношение, поэтому люди, желающие сказать гадость, и не используют местоимения. Никаких "Мне" или "Я". Только оценки и повелительные наклонения.
Правда. Вот тут вообще все просто. "Я закончила МГУ им.Ломоносова". У меня и справка есть. Так что это правда. "Я умею петь ноты с листа" - неправда. "Ваш рассказ гавно" - это не правда и не неправда. Это оценка, причем в грубой форме и без запроса. То есть хамство. Как и все "взгляни правде в глаза, ты жирная" или "кто ж тебе, кроме меня, правду скажет? Ты накрашена как шлюха!". Это все оценки.
Конструктивная критика - это "something to improve" как говорила любимая мною педагог живописи Джулия. То есть конструктивная критика - это "смотри, тут ты потерял объем, в следующий раз лучше смотреть на точку выше и правее объекта, тогда проще". Конструктивной критикой вы нацеливаете человека на позитивные изменения в ближайшее время. Она всегда по существу. То есть фраза типа "Это все ужасно, совсем не похоже на предмет, который ты пытался нарисовать, да еще и цвета уродские" - это не конструктивная критика. Это снова оценка. Очень немногие люди после этого попробуют еще раз. Большинство просто уйдет с мыслями "я неудачник".
Поддерживающая критика - это высший пилотаж, и я стараюсь этому учиться. Это умеют мои супервизоры, и это очень круто. Звучит это так: "Сильные стороны работы - ты в этот раз не потерял объем, тебе удалось пропорционально передать черты лица и градиент фона. Точки роста - ты можешь попробовать в следующий раз больше внимания уделить игре тени и света на фалангах пальцев и соотношению размера рук и тела".
А самое главное, последние исследования показывают, что если людей только хвалить и поддерживать, они учатся быстрее тех, кому указывают на их ошибки, и чаще доводят дела до конца. С чем я всех "критиков" и поздравляю.
Впрочем, если вам нравится критиковать и обесценивать людей - я предлагаю вам учиться у Жени Баженова. Он хотя бы классно это делает. Ему даже деньги за это платят.
Почему?
Меня напрямую касается - вот и среагировала.
А про меня неправда и то и другое.
правильно будет сказать - не петь, а читать с листа.))
Да, мне тоже так казалось. Но чужой текст без разрешения не могу редактировать.
(Как раз с коллегой недавно говорили о критике, да и в дайри тема тоже вроде бы всплывала. и я не могу не вставить три копейки...
Как хорошо и по существу сказано, особенно насчет поддерживающей критики. Этого часто не хватает, но такое. вероятно, можно получить только от профессионалов. (И вот, кстати, тут даже не говорится, что это "покритиковать", "слабые стороны" и т.д. - "точки роста". Уловка, конечно, манипуляция, но все равно - точки роста гораздо лучше!))
Что касается если людей только хвалить и поддерживать, они учатся быстрее тех, кому указывают на их ошибки, и чаще доводят дела до конца. - тут, имхо, есть два нюанса. Во-первых, если человек, допустим, учится грамотно писать, то нельзя совсем не обращать внимания на ошибки, которые он допускает. А, во-вторых, хвалить, имхо, нужно всегда за какие-то реальные достижения и не перебарщивать с эпитетами...
Тема всегда актуальная и потому интересная.
И вот, кстати, тут даже не говорится, что это "покритиковать", "слабые стороны" и т.д. - "точки роста". Уловка, конечно, манипуляция, но все равно - точки роста гораздо лучше!
Да, я вот еще поэтому утащила - учиться поддерживающей, я хочу уметь так. Честно сказать, я полагаю, что конструктивную уже умею. Но можно лучше.
Во-первых, если человек, допустим, учится грамотно писать, то нельзя совсем не обращать внимания на ошибки, которые он допускает. А, во-вторых, хвалить, имхо, нужно всегда за какие-то реальные достижения и не перебарщивать с эпитетами...
Соглашусь, конечно же ))) Это грамотные устонения. Просто, у нас так распространены деструктивные, уничижительные высказывания, это настольок норма, что нужно говорить о пользе доброжелатеьности вообще.
у нас так распространены деструктивные, уничижительные высказывания, это настольок норма, что нужно говорить о пользе доброжелатеьности вообще. - да-да. Мне кажется, что это вообще общая наша проблема. Вечный поиск сора в чужих глазах, ситуация с критикой в фандомах - это, имхо, следствие. Тотальное стремление показать свой ум за счет чьего-то, самоутвердиться. И это нехорошо. мне кажется, еще вот почему: даже неконструктивная критика может содержать зерна разума и конструктива, но за формой подачи не разглядишь ведь посыла-то... В общем, надо всем нам быть чуть-чуть добрее...
Поддерживающую и мне хотелось бы освоить!)) поняла как раз на днях, что я какой-то правдоруб. Надо мягче
Посетите также мою страничку
transcribe.frick.org/wiki/Prime_10_Mistakes_On_... открыть счет за границей удаленно из россии
33490-+