Тут некоторые мысли, которые я сама думаю, отлично выражены у человека, психолога, который пишет книги и ведет свой очень полезный блог.
«Вопрос звучал как "Стоит ли развивать свои сильные или свои слабые стороны?", и он очень часто встречается у клиентов в повседневных консультациях и на группах.
Мне кажется, одной из самых важных точек в этом вопросе является обилие мифов. Многие люди на полном серьезе уверены, что люди, например, могут быть предрасположены рисовать и сочинять музыку настолько, что они возьмут в руки карандаш и - опа - первый концерт Моцарта в пять лет.
Это - ложь. Пять лет - это большой возраст для ребенка. Моя дочь впервые взяла в руки карандаш в 10 месяцев. В полтора года мы шутили, что если купить ей краски, которыми можно рисовать в ванной и запереть ее с возможностью играть с водой и рисовать - она останется там навсегда. Игры с водой с тех пор стали менее актуальны, рисование - нет. Да, она рисует лучше многих своих сверстников, но на самом деле мы не можем говорить о чистом таланте, ведь она и практикуется значительно больше своих сверстников. Да, ей пять лет, но за это время она нарисовала немыслимое количество самых разных работ. Поэтому не верьте мифам про то, что кто-то родился гением. Одного рождения недостаточно.
читать дальшеИтак, что же такое задатки и способности? Это очень сложная тема. Разумеется, сейчас мы не придерживаемся темы о "чистой доске", на которой можно написать все, что угодно, но до сих пор нет никакого конкретного способа измерять способности человека. Впрочем, и идеи о "таланте", некой "предготовности", я бы предлагала немножко отодвинуть. Дело в том, что предрасположенностью к рисованию, например, помимо врожденной штуки вроде хорошей способности оценивать расстояния на глаз или отсутствия тремора рук, или "чувства цвета", еще нужна фантастическая попа. Ну или спина. Ну или ноги. И невероятное терпение. И воображение. И везение. И черт в ступе.
Человеческая личность настолько многогранна, что одни способности можно компенсировать другими, усилить третьими и поддержать четвертыми. При этом важно еще не забывать про влияние среды - очень часто заказывает развитие способностей именно она. Какое количество людей с хорошими способностями не стали художниками потому что "это тебе в жизни не пригодится, иди вон, лучше отцу пожрать сготовь", а какое количество отличных, например, менеджеров продаж мучаются в Строгановке и МАРХИ, потому что "пять поколений интеллигенции" - я думаю, не мне вам рассказывать. Родитель считает, что главное в жизни творчество - и вот мы получаем мальчика, не способного помыть полы и заработать денег на еду, зато со стопкой стихов. Родитель считает, что гуманитарии не люди - и мы получаем мальчика, который страдает на мехмате или в бауманке, неизбежно еле как перебираясь через сессию с мукой в глазах. Или же мы получаем Моцарта или Гауди, если все сложилось.
Поэтому для начала мне кажется важным отказаться от идеи о том, что есть "хорошие данные" и "плохие данные".
Начинать имеет смысл с того, что кажется интересным. Потому что - если со мной все в порядке - меня редко тянет туда, где у меня совсем нет шансов. Природа так устроена. Не будет коза пытаться охотиться на львов. Не будет лев пытаться залезть за травой на вершину горы. Ему туда не надо.
А вот если вам туда зачем-то надо - и вы при этом не копируете свою бабушку, которая была заслуженной козой - попробуйте.»
Отсюда:
imja.livejournal.com/2318667.html
Очень важная часть сказанного выше, о которой многие забывают и с которой в нашем обществе в принципе не принято считается – желание и удовольствие. Ну как это прям так взять и от работы или учебы удовольствие получать? Наоборот, считается, что хорошая работа - это когда прям преодолели через силу, сломали себя и сделали. Но никакой слом не дает столько сил и энергии на свершения, которые дает желание и удовольствие.
И вот пример в тему отсюда:
«И я вспоминаю преподавателя керамики, который поделил группу на две части - одной сказал делать как можно больше, другой - идеально. И первая продвинулась и сдала неплохие работы, а вторая - написала несколько трактатов о том, что есть совершенство и идеал в керамике, и не сдала НИЧЕГО.»
imja.livejournal.com/2438657.html
Это отличный пример, чудесно иллюстрирующий мысль о том, что в позитивной мотивации люди работают. И вот еще важно делать пока не научишься, а не ждать, пока идеал сам собой образуется в твоих руках без предварительной работы.
А еще пример о том, что перфекционизм демотивирует. И у людей из первой группы есть шансы от неплохих работ перейти к отличным, так как они, получив результат, вероятнее всего будут продолжать работать и учиться делать. А у второй в лучшем случае будет шанс сначала сделать неплохие работы – если они перестанут писать трактаты и начнут что-то делать.
И тут мне хочется еще раз сказать о себе. Я ведь не раз говорила, что я любила рисовать с раннего детства, как и та девочка из примера выше. Я рисовала много, очень-очень много и при этом рисовала так себе – то есть для своего возраста. При таком количестве могла бы рисовать и получше. Были некоторые пролемы с моторикой, а еще мне не хватало школы, какого-то обучения. Ну не рисующая у нас была семья, не догадались. Потом нашлась книга – прямо дома нашлась, это была моя собственная книга купленная «на вырост», а я уже умела читать. Это была «Сказка о карандашах и красках». Прочитав ее не раз, я преодолела некоторый порог, чуть подтянулась в том, чтобы хотя бы нагнать сверстников – уже была школа и я отставала, рисовала хуже всех в класс. Больше всех и хуже всех. Но я продолжала любить и рисовать и потом начали возникать возможности.
Мама закончила курсы петриковской росписи сначала одни – послабее, а потом и вторые - получше. Я смотрела на нее и пыталась подражать и в конце концов меня тоже отдали на вторые курсы, более стоящие. Там я чему-то выучилась, познакомилась со многими художниками. Не скажу, что все это было просто, приходилось ездить после школы в другую часть города, а потом домой (дом мой находился от школы в 40-60 минутах езды, курсы от школы в 50-70, до дома было ехать еще 30-40 минут). Но очень хотелось. У нас, закончивших эти курсы, образовалось некое сообщество – мы расписывали вещи на продажу. Доски-ложки-матрешки-шкатулки… И те кто умел больше – а среди нас были люди с полноценным художественным образованием – учили тех, кто умел меньше. А потом родители, поняв, что мне вот нужно это рисование, уже знакомых художниц попросили меня подучить, не бесплатно конечно. У меня были две замечательные учительницы, которым я очень благодарна.
Я сама сглупила и не стала поступать в художественный техникум. Моя ошибка, родители меня с пути не сбивали. Но и потом я рисовала-рисовала и покупала книги, а позже находила уроки в сети и рисую до сих пор и все же я художник.
И это несмотря на некоторые проблемы с моторикой и координацией движений. Ну правда, было бы легче рисовать не дрожащими руками. Впрочем, я переросла эти дрожащие руки – что-то изменилось в период взросления, но все равно мелкая моторика у меня чуть похуже, чем у людей в среднем и явно хуже, чем у взрослых художников с многолетним опытом. Отсюда собственно основная проблема, из-за которой я рисовала хуже всех в классе, да и почерк у меня, ну понятно, что не лучший. Так что у меня даже не все способности подходящие были. Но доброжелательное отношение к моим склонностям, а позже и помощь с обучением от родителей, и главное – мое желание – пересилили. За годы. Я подчеркиваю: годы некрасивых рисунков.
Главное – не ждать от себя сразу или со второй-третей попытки красоты, идеальных рисунков, текстов, музыки, все приходит с опытом. А доброжелательное отношение к попыткам, а не обфукивание их, если что-то не получилось, помогают пробиваться дальше. Разумеется, есть сильные люди, которым меньше мешает недоброжелательность окружения и они пробиваются, не смотря ни на что. Но что в этом хорошего, если подумать? Не пробивай они плохое отношение, они бы просто сделали больше хорошего – потратив на творчество больше сил и времени.
К сожалению, у нас не принято доброжелательно относится к неудачным попыткам и если не поддерживать, то хотя бы не мешать продолжать такую не сразу удачную деятельность. Это очень мешает росту многих людей, некоторые вообще искренне не знают, что так бывает – сначала хуже, а потом научился и стал делать лучше. Но это так.
Хорошего творчества и любой созидательной деятельности всем, кто это прочел )))
Чтобы более-менее прилично вышивать (хотя я пока плоха в этом), мне реально понадобились годы - у меня руки из задницы. И вязать я училась годы: впервые взяла в руки спицы в 5 лет, первая вещь, которую было не очень стыдно носить, появилась у меня в 17. Ну у меня реально руки из жопы, это не преувеличение! Но мне очень хотелось, очень нравился процесс - и я добилась. И с вышивкой добьюсь ещё.
Вроде они даже опыт ставили - брали детскую группу от года до 2х (с детками разных соц слоев, рас и т.д.) и занимались с ними в течении пары лет, а потом через 25 лет сравнили с тестовой группой сверстников, в группе не участвовавшей. По их заявлению, в их группе было больше учеников коледжей, с успешной работой и т.д.
Писать я начала в 5 вообще-то, так что да, фора огого. И кстати, у меня в детстве были очень большие проблемы с выражением своих мыслей, я с трудом формулировала и мне упорно развивали устную речь - что повлекло развитие речи вообще.
КП, ну да. Понимаю.
Писать я начала в 5 вообще-то, так что да, фора огого. И кстати, у меня в детстве были очень большие проблемы с выражением своих мыслей, я с трудом формулировала и мне упорно развивали устную речь - что повлекло развитие речи вообще.
Действительно, все-таки тексты от речи идут.
Спасибо! :-)
atakagrizli, ой, я рада это слышать, пусть не все сразу получается, но если процесс нравится - ведь это больше радости а это уже хорошо, со временем оно должно принести плоды.